Самостоятельности мышления ребенок учится и в семье, и в детском саду, и в школе, и в социуме, но если в каком-то из звеньев ребенок недополучает или не хочет получать этих знаний, то такой ребенок отстает в развитии от сверстников. Требования, предъявленные школой, непосильны такому ребенку, и он начинает выпадать из системы обучения, выбирая для себя более приемлемую среду. В зависимости от быстроты реагирования классного руководителя и родителей в борьбе за ребенка, желания обратиться к психологу и сотрудничать с ним, зависит шанс возврата его к нормальному развитию.

В работе психолога с каждым проблемным подростком приоритетным является индивидуальная работа. Это очень важно, так как причины, приводящие к проблемам в учебе и поведении, у каждого ребенка свои. Система индивидуальной поддержки позволяет учесть личностные особенности ребенка, семейную ситуацию, особенности возраста и психики, а значит, найти наиболее эффективное решение возникшей проблемы. Как любая проблема, она может быть решена, если только становится предметом специального анализа и поисков. Успех в решении этой проблемы зависит, во-первых, от выстраивания отношения сотрудничества с ребенком, во-вторых, от того, насколько будут вовлечены родители в учебный процесс, в-третьих, от заинтересованности учителя школы.

Работать приходится с детьми разных возрастов, начиная с 6 летнего возраста, но наибольшей процент не успевающих, пропускающих уроки и учащихся с девиантным поведением наблюдается в основной школе с 5 по 9 класс. Это объясняется психологическими особенностями подростка, его возросшим интересом к экстремальному поведению, к принадлежности к группе, к потребности выделиться и быть замеченным, в стремлении к лидерству, желанием иметь вещи и возможности, актуальные для подростков его возраста. Поведением ребенка руководит неосознанные желания ИМЕТЬ и БЫТЬ, которые зачастую сильнее понимания запретного НЕЛЬЗЯ, или морального запрета, в той или иной форме усвоенного с детства.

Целью работы психолога с подростком является коррекция его сознания, когда ребенок в спокойной обстановке учится самостоятельно размышлять и оценивать случившееся, учится видеть себя со стороны, рефлексировать, учится оценивать ситуацию и предвидеть ее результаты, а в соответствии с ней выбирать верное решение. Психолог, как ведущий, помогает подростку медленно и спокойно научиться мыслить, рассуждать в нужном направлении, помогает познать себя и свои желания, помогает ребенку перестроить его психику через принятие себя и других, через принятие жизненных ценностей, развивая способность к постановке целей и поиску способов достижения этих целей, помогает развить критичность мышления, самокритику, делать свой осознанный выбор. Подросток в индивидуальном общении с психологом учится Я-высказыванию, учится самовыражению через средства, доступные ему. На занятиях с детьми используются все арт-терапевтические методы работы, которые позволяют выразить ребенку неосознанные страхи, а психологу понять причины его поведения, это и рисование, и лепка, и музыкотерапия, и сказкотерапия. Проигрывание ребенком ролей, проговаривание своих сомнений, желаний, эмоций, обид, эмоциональное погружение с помощью релаксации тоже позволяют освободиться от ненужных, застрявших в его сознании проблем, искажающих действительность. Диагностика детей и само диагностика подростков позволяет психологу увидеть причины проблем в обучении. Все эти меры позволяют снять тревожность и страх, повысить уверенность ребенка в себе, отказаться от навязчивых желаний в совершении разного рода проступков.

Работа психолога ведется в треугольнике «ребенок - родитель - учитель». В беседе с учителем и родителем выясняется вся история развития ребенка, начиная от рождения, условия его воспитания и обучения, все трудности и особенности характера и формируемых привычек, особенности формирования мировосприятия, все социальные связи и взаимоотношения ребенка. На этом строится дальнейшая коррекционная работа психолога со всеми участниками данного треугольника на протяжении определенного количества занятий, необходимых данному ребенку. Одному ребенку достаточно пяти занятий, а другому и десяти бывает мало. Бывает, что ребенок сам идет за поддержкой к психологу, отчаявшись найти самостоятельный выбор или решив использовать последний шанс перед попыткой самосуда. Чаще всего такому подростку просто не хватает рядом взрослого, который мог бы поговорить с ним на равных, просто по рассуждать о жизни

Коррекционная работа с ребенком ведется в тех случаях, когда у ребенка проблемы с обучением, поведением или взаимоотношениями. После выяснения причин ему оказывается педагогическая и психологическая поддержка, формируется учебная мотивация через осознанность обучения, с ним ведется работа по коррекции и формированию новых форм поведения в школе и дома. Подобная работа ведется и с одаренными детьми и их родителями, у которых проблем не меньше, чем у детей с низким уровнем интеллектуального развития.

Часто негативное поведение детей объясняется их протестом против навязывания им воли взрослых, забывающих, что их ребенок вырос и что пора изменить к нему отношение. Психологическая поддержка позволяет направить усилия всех на конкретного ребенка и повышает возможности совместными усилиями вернуть ребенка в школу и успешно развиваться.